Рыбалкин Юрий Георгиевич
— генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания», выпускник кораблестроительного факультета Дальневосточного политехнического института им. В.В. Куйбышева (ныне ДВФУ), имеет ученые степени и звания, является автором более 200 научных работ, изобретений и публикаций по вопросам судостроения, технической эксплуатации флота, науки и образования, отраслевой и региональной экономики и политики. Около тридцати лет проработал в вузовской науке: с 1980-го по 1998 год возглавлял научно-исследовательскую лабораторию «Прочность и эксплуатационная надежность судов» НИИ «Океанотехника» при ДВГТУ. В 2001 году создал и возглавил «Морскую инженерную компанию».
В период с 1971 по 1984 годы Ю.Г. Рыбалкин совершил более 30 экспериментально-исследовательских рейсов на судах, в ходе которых исследовались мореходные качества судов, действующие на них внешние нагрузки и оценивалась эффективность применяемых технологий транспортировки грузов.
Принимал активное участие в научных исследованиях, выполнявшихся в 1976-80г.г. по проблеме 3.2.3. плана НИР ММФ 0.54.01 Нархозплана «Совершенствование и развитие перевозок грузов укрупненными грузовыми местами», в 1981-85 г.г., по теме 4.1.1. плана НИР ММФ «Разработка транспортных характеристик грузопотоков по линиям и направлениям при использовании различных транспортно-технологических систем», в рамках «Координационного плана научно-исследовательских работ высших учебных заведений СССР в области судостроения на период 1982-85г.г.», программы «Океанотехника» в 1986-98 г.г. и «Дальний Восток России» в 1993-98 г.г., а также исследованиях, проводившихся в 1971-98 г.г. по заказам ЦНИИ «ЛОТ», ЦНИИМФа, Союзморниипроекта, Черноморсудопроекта, Дальневосточного и Сахалинского морских и Амурского речного пароходства и других судоходных компаний.
Полученные результаты исследований позволили еще в 1975 году обосновать возможность эксплуатации судов смешанного плавания в зимних условиях Японского моря, что обеспечило им круглогодичную навигацию на акватории дальневосточных морей. Они явились научно-теоретической основой четырех стандартов, определяющих правила расчета, проектирования и конструктивного оформления специальных конструкций лесовозов и были использованы при разработке главы международных Правил COLAS по обеспечению безопасной перевозки лесных грузов на судах и при разработке в 1989 году Черноморсудопроектом и югославской фирмой «TITO» по заказу российских судовладельцев проектов лесовозов, реализованы при модернизации 17 лесовозов, эксплуатирующихся в Дальневосточном бассейне. Реализация результатов исследований способствовала созданию и внедрению технологической системы пакетных перевозок лесоматериалов в Дальневосточном регионе, которая была признана в 1979 году на Всесоюзном конкурсе одной из наиболее эффективных и качественных работ и отмечена дипломом и премией Государственного комитета по науке и технике при Совете Министров СССР.
Возглавляемая Ю.Г. Рыбалкиным научно-исследовательская лаборатория выполняла обширные теоретические и экспериментальные исследования по оценке технического состояния корпусов судов, созданию специальных норм допустимых износов и деформаций судовых конструкций, определению величин волновых и ледовых нагрузок. Реализация результатов этих исследований позволила существенно снизить объемы, сроки и стоимость ремонтно-восстановительных работ ледоколов и судов активного ледового плавания, рыбопромысловых и транспортных судов, разработать инженерные походы к проектированию ледовых усилений корпусов судов и судовых конструкций испытывающих ударные нагрузки при движении судна на волнении. Результаты исследований были использованы при разработке методологии выполнения широко применявшейся процедуры реновации корпусов судов.
Морская инженерная компания под руководством Ю.Г. Рыбалкина выполняет весь комплекс инженерных и проектно-конструкторских работ по строительству, модернизации, реклассификации, переоборудованию, ремонту и технической эксплуатации флота.
Под руководством и непосредственном участии Ю.Г. Рыбалкина было выполнено множество оригинальных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
Так в 1988 году после многочисленных безуспешных попыток снять выброшенный штормом на берег о. Русский транспортный рефрижератор «Бухта Улисс», он возглавил специально созданную оперативную группу специалистов, которые разработали и осуществили оптимальную технологию снятия судна с мели с первой попытки.
Выполненная им в 1990 году техническая экспертиза аварийного столкновения в проливе Босфор Восточный транспортного рефрижератора «Горец» и БПК «Маршал Ворошилов» позволила установить истинные причины столкновения и снять с экипажа и капитана рефрижератора необоснованные обвинения.
В 1993 году была обоснована расчетным путем возможность эксплуатации плавбазы «Иероним Уборевич» до окончания путины в Южно-Курильской экспедиции после получения сверхнормативных повреждений днищевого перекрытия при ее посадке на мель.
В 1994 году была разработана и реализована технология ремонта корпуса транспортного рефрижератора «Чукотский Берег», получившего при швартовке в море чрезмерные аварийные повреждения ширстрека и палубного стрингера, наплаву блочным методом без постановки судна в док, что позволило более чем втрое сократить стоимость и сроки ремонтно-восстановительных работ.
В 1996 году был разработан проект модернизации роторов сушилок рыбомучных установок «Шлоттерхозе», применяющихся на плавбазах типа «Содружество», реализация которого устранила причину их массовых разрушений.
В 1997 году была произведена оценка технического состояния транспортного рефрижератора «Александра» (головного судна серии, строившейся в Дании на судоверфи «Aarhus FLYDEDOK LTD»), получившего значительные повреждения в своем первом рейсе, и выполнен анализ инженерных решений, принятых при его проектировании и строительстве, в результате чего были внесены существенные изменения в проект постройки судов данной серии.
В 2004-05 годах под научным руководством и при непосредственном участии Ю.Г. Рыбалкина были разработаны «Правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов» Российского Морского Регистра Судоходства.
В 2010 году активно участвовал в разработке концептуальных проектов перспективных рыбопромысловых судов, предлагаемых к проектированию и строительству.
С 2011 года руководит разработкой и совершенствованием транспортно-технологических и технических средств, используемых при утилизации АПЛ и судов АТО.
Рыбалкина Ю.Г. отличает высокая трудоспособность, широкий кругозор, системность знаний, эрудиция и профессионализм, общественная активность. Он является членом и председателем оргкомитетов многочисленных международных, всесоюзных и республиканских конференций, экспертом, рецензентом и редактором многочисленных проектов, монографий, учебников и сборников научных трудов по проблемам транспорта, экономики и организации промышленности, руководит подготовкой аспирантов и магистров: имеет учеников, получивших ученые степени и звания.
В 1980-90 г.г. на общественных началах работал в научно-экономическом Совете Приморского края в качестве эксперта - консультанта по вопросам промышленности, транспорта, науки и образования, являлся членом научно-технического Совета Дальневосточного морского пароходства.
В 1990-93 г.г. был депутатом краевого Совета, заместителем председателя комиссии по экономическому развитию края, а в 1997-2002 г.г - депутатом Думы Приморского края, председателем комитета экономического развития и собственности. Представлял интересы Приморского края в «Экономической ассоциации Дальнего Востока и Забайкалья», являлся одним из разработчиков «Федеральной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья» на 2000-2010 г.г.
В настоящее время является председателем государственных аттестационной и экзаменационной комиссий в МГУ им. Г.И. Невельского, заместителем председателя научно-технического Совета Дальневосточного филиала Морского регистра судоходства РФ и активно работает советником по экономическим вопросам в Конгрессе промышленников и предпринимателей «Приморье», представляет интересы работодателей в краевой трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
Многогранная деятельность Рыбалкина Ю.Г. получила общественное признание:
- он награжден нагрудными знаками «Лучшему активисту научно-технического общества имени академика А.Н. Крылова», «Ударник одиннадцатой пятилетки», «Отличник высшего образования СССР», «Изобретатель СССР»; ему присвоены звания «Почетный работник высшего профессионального образования России», «Почетный член научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова», «Лауреат премии профессора В.П. Вологдина»;
- удостоен юбилейной медали «100 лет профсоюзам России», почетных знаков «Терский казачий крест» и «За службу казачеству» .
|