Рыбалкин Юрий Георгиевич
— генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания», выпускник кораблестроительного факультета Дальневосточного политехнического института им. В.В. Куйбышева (ныне ДВФУ), имеет ученые степени и звания, является автором более 200 научных работ, изобретений и публикаций по вопросам судостроения, технической эксплуатации флота, науки и образования, отраслевой и региональной экономики и политики. Около тридцати лет проработал в вузовской науке: с 1980-го по 1998 год возглавлял научно-исследовательскую лабораторию «Прочность и эксплуатационная надежность судов» НИИ «Океанотехника» при ДВГТУ. В 2001 году создал и возглавил «Морскую инженерную компанию».
В период с 1971 по 1984 годы Ю.Г. Рыбалкин совершил более 30 экспериментально-исследовательских рейсов на судах, в ходе которых исследовались мореходные качества судов, действующие на них внешние нагрузки и оценивалась эффективность применяемых технологий транспортировки грузов.
Принимал активное участие в научных исследованиях, выполнявшихся в 1976-80г.г. по проблеме 3.2.3. плана НИР ММФ 0.54.01 Нархозплана «Совершенствование и развитие перевозок грузов укрупненными грузовыми местами», в 1981-85 г.г., по теме 4.1.1. плана НИР ММФ «Разработка транспортных характеристик грузопотоков по линиям и направлениям при использовании различных транспортно-технологических систем», в рамках «Координационного плана научно-исследовательских работ высших учебных заведений СССР в области судостроения на период 1982-85г.г.», программы «Океанотехника» в 1986-98 г.г. и «Дальний Восток России» в 1993-98 г.г., а также исследованиях, проводившихся в 1971-98 г.г. по заказам ЦНИИ «ЛОТ», ЦНИИМФа, Союзморниипроекта, Черноморсудопроекта, Дальневосточного и Сахалинского морских и Амурского речного пароходства и других судоходных компаний.
Полученные результаты исследований позволили еще в 1975 году обосновать возможность эксплуатации судов смешанного плавания в зимних условиях Японского моря, что обеспечило им круглогодичную навигацию на акватории дальневосточных морей. Они явились научно-теоретической основой четырех стандартов, определяющих правила расчета, проектирования и конструктивного оформления специальных конструкций лесовозов и были использованы при разработке главы международных Правил COLAS по обеспечению безопасной перевозки лесных грузов на судах и при разработке в 1989 году Черноморсудопроектом и югославской фирмой «TITO» по заказу российских судовладельцев проектов лесовозов, реализованы при модернизации 17 лесовозов, эксплуатирующихся в Дальневосточном бассейне. Реализация результатов исследований способствовала созданию и внедрению технологической системы пакетных перевозок лесоматериалов в Дальневосточном регионе, которая была признана в 1979 году на Всесоюзном конкурсе одной из наиболее эффективных и качественных работ и отмечена дипломом и премией Государственного комитета по науке и технике при Совете Министров СССР.
Возглавляемая Ю.Г. Рыбалкиным научно-исследовательская лаборатория выполняла обширные теоретические и экспериментальные исследования по оценке технического состояния корпусов судов, созданию специальных норм допустимых износов и деформаций судовых конструкций, определению величин волновых и ледовых нагрузок. Реализация результатов этих исследований позволила существенно снизить объемы, сроки и стоимость ремонтно-восстановительных работ ледоколов и судов активного ледового плавания, рыбопромысловых и транспортных судов, разработать инженерные походы к проектированию ледовых усилений корпусов судов и судовых конструкций испытывающих ударные нагрузки при движении судна на волнении. Результаты исследований были использованы при разработке методологии выполнения широко применявшейся процедуры реновации корпусов судов.
Под руководством и непосредственном участии Ю.Г. Рыбалкина было выполнено множество оригинальных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
Так в 1988 году после многочисленных безуспешных попыток снять выброшенный штормом на берег о. Русский транспортный рефрижератор «Бухта Улисс», он возглавил специально созданную оперативную группу специалистов, которые разработали и осуществили оптимальную технологию снятия судна с мели с первой попытки.
Выполненная им в 1990 году техническая экспертиза аварийного столкновения в проливе Босфор Восточный транспортного рефрижератора «Горец» и БПК «Маршал Ворошилов» позволила установить истинные причины столкновения и снять с экипажа и капитана рефрижератора необоснованные обвинения.
В 1993 году была обоснована расчетным путем возможность эксплуатации плавбазы «Иероним Уборевич» до окончания путины в Южно-Курильской экспедиции после получения сверхнормативных повреждений днищевого перекрытия при ее посадке на мель.
В 1994 году была разработана и реализована технология ремонта корпуса транспортного рефрижератора «Чукотский Берег», получившего при швартовке в море чрезмерные аварийные повреждения ширстрека и палубного стрингера, наплаву блочным методом без постановки судна в док, что позволило более чем втрое сократить стоимость и сроки ремонтно-восстановительных работ.
В 1996 году был разработан проект модернизации роторов сушилок рыбомучных установок «Шлоттерхозе», применяющихся на плавбазах типа «Содружество», реализация которого устранила причину их массовых разрушений.
В 1997 году была произведена оценка технического состояния транспортного рефрижератора «Александра» (головного судна серии, строившейся в Дании на судоверфи «Aarhus FLYDEDOK LTD»), получившего значительные повреждения в своем первом рейсе, и выполнен анализ инженерных решений, принятых при его проектировании и строительстве, в результате чего были внесены существенные изменения в проект постройки судов данной серии.
В 2004-05 годах под научным руководством и при непосредственном участии Ю.Г. Рыбалкина были разработаны «Правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов» Российского Морского Регистра Судоходства.
В 2010 году активно участвовал в разработке концептуальных проектов перспективных рыбопромысловых судов, предлагаемых к проектированию и строительству.
С 2011 года руководит разработкой и совершенствованием транспортно-технологических и технических средств, используемых при утилизации АПЛ и судов АТО.
Рыбалкина Ю.Г. отличает высокая трудоспособность, широкий кругозор, системность знаний, эрудиция и профессионализм, общественная активность. Он является членом и председателем оргкомитетов многочисленных международных, всесоюзных и республиканских конференций, экспертом, рецензентом и редактором многочисленных проектов, монографий, учебников и сборников научных трудов по проблемам транспорта, экономики и организации промышленности, руководит подготовкой аспирантов и магистров: имеет учеников, получивших ученые степени и звания.
В 1980-90 г.г. на общественных началах работал в научно-экономическом Совете Приморского края в качестве эксперта - консультанта по вопросам промышленности, транспорта, науки и образования, являлся членом научно-технического Совета Дальневосточного морского пароходства.
В 1990-93 г.г. был депутатом краевого Совета, заместителем председателя комиссии по экономическому развитию края, а в 1997-2002 г.г - депутатом Думы Приморского края, председателем комитета экономического развития и собственности. Представлял интересы Приморского края в «Экономической ассоциации Дальнего Востока и Забайкалья», являлся одним из разработчиков «Федеральной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья» на 2000-2010 г.г.
В настоящее время является председателем государственных аттестационной и экзаменационной комиссий в МГУ им. Г.И. Невельского, заместителем председателя научно-технического Совета Дальневосточного филиала Морского регистра судоходства РФ и активно работает советником по экономическим вопросам в Конгрессе промышленников и предпринимателей «Приморье», представляет интересы работодателей в краевой трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
Многогранная деятельность Рыбалкина Ю.Г. получила общественное признание:
- он награжден нагрудными знаками «Лучшему активисту научно-технического общества имени академика А.Н. Крылова», «Ударник одиннадцатой пятилетки», «Отличник высшего образования СССР», «Изобретатель СССР»; ему присвоены звания «Почетный работник высшего профессионального образования России», «Почетный член научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова», «Лауреат премии профессора В.П. Вологдина»;